avatar science-news

Новости науки и техники



подробнее...

Следить за персональным блогом


Автоматизированная система Промышленная безопасность и охрана труда

Обновления главной ленты блогов
Вконтакте Facebook Twitter RSS Почта Livejournal
Внимание

На нашем портале можно бесплатно публиковать информацию о своей компании, размещать товары и услуги и цены на них.
Ведите свой личный или корпоративный блог и его ежедневно увидят 30 тысяч посетителей нашего сайта.

20 ноября 2018, 02:45

Собственные научные журналы. Нужны ли они?


Л.А.Грибов. Фото с сайта www.geokhi.ru

Л.А.Грибов. Фото с сайта www.geokhi.ru

Во всех достаточно крупных государствах с исторически развитой национальной культурой существует часть общества, членов которой принято называть учеными. В России начало этому положил Пётр Великий, учредивший Академию наук, которой и поручил науки производить. Заметим, что он не конкретизировал, какие именно, предоставив членам Академии самим решать этот вопрос.

Со временем в обществе возникло представление о том, что, вообще-то говоря, эта популяция полезна, хотя стойко держалось и до сих пор держится и характерное для всех государств во все времена отношение к ученым, о котором еще в IV веке писал римский историк Марцеллин. Он с горечью констатировал: Людей образованных и серьезных избегают как людей скучных и бесполезных. Вместо философа приглашают певца, а вместо ритора — мастера потешных дел. Современное наше ТВ и демонстрирует, что ничего с IV века не изменилось.

Всё это отражается, как в старину говорили, и на жаловании. При матушке Елизавете Сумароков написал: Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтеньи меньше ног (1759).

Ученые, во-первых, производят продукты, которые общество с охотой проглатывает, не очень задумываясь о том, как и кем эти продукты создаются. Во-вторых, они еще пишут и публикуют статьи, причем в специальных журналах. Это в пищу не годится, почему и не привлекает внимания.

Одни ученые пишут потому, что не писать по природе своей не могут, а вторые — для оправдания перед начальством. Первые и производят науку. Публикации вторых часто относят к числу так называемых проходных. В них, например, описано, как уже известный метод можно использовать для анализа новых объектов. Число же их бесконечно.

Возникает своеобразное давление снизу, отражающееся в непрерывном росте количества журналов, в которых можно опубликовать статью с одним и тем же результатом. Следствием этого является размазывание по пространству и снижение фактора признания даже выдающегося результата научным сообществом. Вероятность же последнего напрямую зависит от числа ученых, думающих об одном и том же. Не одному Бору приходила мысль о том, что в рамках некоторых базовых положений классической теоретической физики нельзя понять результата новых экспериментов и что нужно искать что-то принципиально иное. Бор, если так можно сказать, попал в резонанс. Эйнштейн оказался в другом положении. Никто до него о похожей проблеме не думал. Поэтому и получил он Нобелевскую премию не за теорию относительности, а совсем за другое.

Теперь вспомним четверостишье, когда-то приписываемое Пушкину: Всегда так будет, как бывало: таков издревле белый свет: ученых много, умных — мало…

Труд ученых оплачивается государством. Увеличивать их число до бесконечности нельзя. Всё, следовательно, просто. Надо отделить умных от вторых и их поддержать, а остальные пусть ищут себе другое занятие. Вопрос, кто умный, тоже легко решается: умные публикуют статьи в англоязычных журналах, а остальные — где придется, в частности, в журналах РАН. Иногда высказываются мнения, что эти журналы вообще не нужны. Наука-то (конечно, речь идет о так называемой естественной) интернациональна!

Обратимся, однако, к собственной истории. Не так уж давно возникла жизненная необходимость создать атомную бомбу. Никаких специалистов, кроме собственных, не было. Во главе оказались выпускники русской дореволюционной высшей школы. Их учили именно эти профессора. Питомцы институтов красной профессуры явно не годились.

Заметим, что квантовая механика, которая и сделала возможным создание атомной бомбы, появилась не в самой передовой стране, строившей коммунизм, а на загнивающем Западе. Период времени от Бора, Шрёдингера и Гейзенберга до начала Манхэттен

Источник: https://trv-science.ru/2018/10/24/sobstvennye-nauchnye-zhurnaly/